{jcomments on}

26 марта 2016 г.

                                            

«Особенности окружающей среды Читинской области и соседних с ней территорий. По разнообразию элементов окружающей среды область является одним из красивейших регионов России. Из 12 основных типов рельефа, выделенных на континентах мира … в области встречаются все, за исключением первичных и холмисто-моренных равнин. Это довольно самобытный природный и экономический регион, функции которого в составе Федерации определяются богатым и разнообразным природно-ресурсным потенциалом … и геополитическим положением … вхождением части ее территории в бассейн оз. Байкал, а также в более крупную систему верхних притоков и озер, питающих пресной водой главнейшие водные артерии Сибири, Дальнего Востока и Центральной Азии (верховья рек Амура, Лены, Енисея (вместе с оз. Байкал и, возможно, Оби). Речь идет о системе Центрально-Азиатского водораздела, которая представляет собой фактически природную лабораторию глобального значения. Она вполне может рассматриваться как модельная территория мирового уровня, поскольку своими функциями определяет состояние окружающей среды во всей экологической системе Земли в целом».

Д. г-м.н. О.А. Вотах в книге Окружающая среда и условия устойчивого развития Читинской области /А.М. Котельников, О.А. Вотах, А.М. Возмилов и др. – Новосибирск: Наука. СО РАН, 1995. – стр. 8

Восхождение  на гору Палласа 19 марта 2016 г. все-таки свершилось. Не считая трассы около 10 км на машинах и затем еще 1,5 км пешего восхождения на главный водораздел Земли, Водораздельную гору (гора Палласа).

Видеоотчет о восхождении от Pavel Pilot и от Flashsoft на форуме клуба любителей внедорожников "Диверсант"

Акция по восхождению как обычно была приурочена Всемирному дню воды (22 марта). Основным ее инициатором и организатором выступил Роман Филенко – член Забайкальского филиала РГО и председатель совета молодых ученых ИПРЭК СО РАН. Поддержка ему была оказана со стороны клуба любителей внедрожников «Диверсант».

 

Особенности восхождения этого года были обусловлены обилием, по забайкальским меркам, выпавшего снега. Уверенности в том, что удастся подняться на гору не было никакой – за два дня до выезда квадроциклисты не смогли подъехать к ней настолько близко, когда пешее восхождение по глубокому снегу вместе с группой детей становилось бы реализуемым. В качестве варианта рассматривалось предложение провести выходной день на свежем воздухе в лесу вблизи от горы Палласа. В связи с большим риском завязнуть в снегах было отменено (или перенесено) участие трех групп школьников. Пришлось отказаться от выезда и Юрию Тимофеевичу Руденко – предыдущему председателю Забайкальского отделения РГО, самому активному и давнишнему популяризатору Водораздельной горы (гора Палласа). Состав участников определился только за день до выезда: около двадцати человек на шести внедорожниках и двух квадроциклах.

Маршрут был выбран: г. Чита - село Иван-Озеро на озере Иван - село Тасей на озере Иван – долина р. Кадала – подножие г. Палласа.

Прогноз Яндекса обещал на субботу облачное небо, температуру воздуха около +100С и ветер до 1м/с. Реальность оказалась еще лучше в связи с отсутствием облачности.

Из Читы выехали ориентировочно в 10 ч 30 мин. По автомобильной трассе Чита – Беклемишево домчались до села Иван-Озеро (Широта 52°16′7″N (52.268559), Долгота 113°0′11″E (113.003113)), где нас встретили квадроциклисты. Здесь забрали с собой пару широких лыж Павла Спартаковича Кобелева и поехали дальше. По накатанной грунтовке от автотрассы проехали до села Тасей (Широта 52°12′51″N (52.214199), Долгота 112°57′8″E (112.95211)), где собрались всей группой, и поехали дальше. Какое-то расстояние вблизи от села дорога еще оставалась накатанной, но лежавший кругом рыхлый снег, предвещал все самое интересное чуть дальше.

Ехать по рыхлому снегу даже за квадроциклами было непросто. Одна из машин выехала из колеи в целинный снег. Встать обратно самостоятельно не удавалось. Вышли из машин, подтолкнули – поехали дальше. Мне же при этом подумалось: «А ведь еще только самое начало пути!».

Дорога шла по лесу, вдоль реки Кадала. Чтобы подъехать ближе к горе Палласа (N52°07'19.05" E113°01'41.04") пересекли долину реки, представляющую собой заболоченную кочковатую местность. На всем маршруте было три - четыре вынужденных остановки, кода приходилось выходить и доставать лопаты или трос. В таких случаях машины меняли местами, стараясь поставить вперед более проходимую. В результате  удалось подъехать довольно близко к подножию горы -  на место табора 2015 г., т.е. за 1,5 км до горы. Здесь у идущего впереди крузера  лопнуло колесо. Пришлось остановиться и затабориться.

Дальше предстоял путь пешком по снегу глубиной от 30 см и с коркой наста. В связи с этими обстоятельствами состоявшееся мероприятие было преодолением трудностей и его можно по-праву называть восхождением на гору Палласа. Дорогу на широких лыжах прокладывал Павел Спартакович Кобелев, периодически он проводил съемку интересных моментов 4к-видеокамерой. Сразу следом за ним пешком шел я.

Снег, действительно, был довольно глубокий. Как городской житель я уже отвык от такого обилия чистого слепящего своей белизной снега, хождение по которому доставляло не только трудности, но и еще большее удовольствие. Несмотря на усталость было очень приятно идти дальше и вдыхать полной грудью слегка прохладный и влажный чистый весенний лесной воздух. Местами снег был очень глубокий, что вынуждало останавливаться на короткий отдых. Такие остановки доставляли не меньшее удовольствие - приятно было постоять, послушать тишину и просто посмотреть на готовящийся к весеннему пробуждению лес, еще укрытый пышными снегами. Куда-то спешило на своих высоких лапках некое бескрылое черное насекомое (комар?), а по направлению к горе Палласа незадолго до нас оставил следы заяц. Весенний воздух и снег предлагали умыться снегом - не удержался и окунулся в весенний снег прямо в чем был, а затем еще раз умыл лицо снегом. И еще раз с головой нырнул в снег. В городе такого удовольствия нет!

Петляя по склону, а не в лоб через еще более глубокий снег, поднялись на гору Палласа. Как и раньше здесь, на вершине хребта, нас встретил довольно крепкий устойчивый ветер. Если в долине Кадалы и в г. Чита дул слабый ветер, до 1 м/с, то на вершине хребта скорость ветра достигала 3 – 5 в секунду - во всяком случае флаги РГО в руках участников восхождения осуществляли попытки вырываться и лечь в субгоризонтальное положение. Уверен, что в более ветреные дни, когда прогноз скорости ветра по г. Чите – до 3 м/с,  скорость ветра на хребте существенно превышает 3 - 5 м/с. На мой взгляд, скорость ветра на хребте заслуживает пристального внимания и специальных исследований.

Через какое-то время на лыжах поднялся Роман Филенко. В планах у него было не только подняться на гору, но и заменить на знаке водораздела прежний баннер на новый, который он нес с собой в рюкзаке. Этим Роман и занялся, пока подходили другие участники восхождения.

 

 

На новом баннере изображен эскизный проект  знака на горе Палласа, посвященный точке Мирового водораздела, и победивший в конкурсе Министерства культуры Забайкальского края. Автором эскиза является творческая группа под руководством Алексея Антипенко.

Силами энтузиастов гора Палласа потихоньку обустраивается - поставлен знак, сделан столик и скамейки. Постепенно Водораздельная гора привлекает все большее и большее внимание и принимает все больше и больше туристов. Примечательно, что практически над горой пролетают самолеты. В целях благоустройства горы не помешает удалить сухие деревья и сделать гору интересной для просмотра из самолетов :) .

 

Водораздельная гора (гора Палласа), 19 марта 2016 г.

 

Возвращаясь обратно, сожалел, что не взял свои лыжи, т.к. условия этого года в связи с обилием снега оказались очень привлекательными для неспешного дальнего, вплоть до табора, спуска с горы. Если в следующем году вновь выпадет столько же снега, предложу провести массовое восхождение на Водораздельную гору на лыжах.

На таборе ждала уха из арахлейского окуня.

Оставшиеся на таборе дети радовались обилию снега.

 Возвращались домой уже по накатанной и вполне пригодной для туристов дороге.